Организованная образовательная деятельность по речевому развитию для детей второй младшей группы «Моя семья»

 опубликовано14.09.20
Организованная образовательная деятельность по
речевому развитию для детей второй младшей группы «Моя семья»
 
Автор - составитель: Бойкова Светлана Ивановна,
Воспитатель I квалификационной
категории МБДОУ д/с №1 «Светлячок»
 
 
ежик
Содержание:
1 Аннотация………………………………………………………………….3
2 Конспект организованной образовательной деятельности по речевому
развитию для детей второй младшей группы «Моя семья»…………….4
3 Заключение…………………………………………………………………8
4 Список используемой литературы……………………………………….9
Аннотация
Речь - одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с
интеллектуальным развитием ребенка, оказывает огромную услугу в
познании окружающего мира. Без речевого общения невозможно
полноценное развитие ребёнка. Речь включает в себя несколько
составляющих сторон: фонематическую (звуковая культура), лексическую,
грамматический строй, связную речь. На протяжении дошкольного возраста
связная речь развивается в направлении от диалогической к монологической.
Организованная образовательная деятельность «Моя семья» построена с
использованием элементов современных образовательных технологий:
индивидуально – дифференцированного обучения, информационно –
коммуникативных технологий, здоровьесберегающих и игровых
развивающих технологий и дидактических пособий, использование
моделирования при составлении рассказов. По содержанию ООД является
интегрированным. Для повышения мотивации к участию в предстоящей
деятельности используется рассказ воспитателя с мультимедийной
поддержкой. В каждом этапе ООД подобраны наглядные пособия, ИКТ,
которые стимулируют и активизируют речь детей. Используются
здоровьесберегающие технологии: смена статичных и динамичных поз,
музыкальная физминутка речевого характера, пальчиковая гимнастика на
развитие мелкой моторики рук.
Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить
связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более
эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют
общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова,
предложения и словосочетания. Во избежание повышенной утомляемости
детей, организованная образовательная деятельность основана на сказке.
Представленный конспект ООД построен на основе дидактических игр,
занимательных упражнений, фонетических, лексических и грамматических.
Применение на ООД инновационных технологий – использование ИКТ,
позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего
занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена
видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и
активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей
положительный эмоциональный настрой.
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому
развитию для второй младшей группы «Моя семья»
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.
Программные задачи:
Обучающая: Формировать представление о семье.
Развивающая: Развивать мелкую моторику рук, связную речь детей, умение
менять силу голоса.
Воспитательная: Воспитывать добрые, дружеские взаимоотношения в
семье.
Предварительная работа:
Рассказы детей о своих близких. Разучивание стихов о папе, маме, бабушке,
дедушке, сестренке. Разучивание пальчиковых игр. Рисование по теме «Моя
семья». Беседы о братьях и сестрах.
Ход ООД:
Вводная часть
Дети садятся полукругом у экрана.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в гости к сказке. На экране
изображение картины «Курица, петух и яички» (Слайд №2) Жили – были
курочка с петушком. Как – то раз снесла курочка яички и села их
высиживать. День сидит, два сидит. Долго сидела курочка на яичках. И вот
однажды, теплым летним утром, скорлупа на яичках лопнула и на свет
появились маленькие, желтенькие….цыплятки. На экране изображение
«Курица, петух и цыплята» (Слайд №3) Такие забавные! Они сразу начали
пищать, вот так: «Пи-пи-пи». Как цыплята начали пищать? Скажите, а как
называли цыплята курочку?
Дети: Мама.
Воспитатель: Курочка-мама была нежная, ласковая, заботливая. Как
называли цыплята петушка?
Дети: Папа.
Воспитатель: Петух-папа был добрый, заботливый, но строгий. Как называли
курочка-мама и петушок-папа своих цыплят?
Дети: Дети.
Основная часть
На экране конверт (Слайд №4)
Воспитатель: Ребята, курочка с цыплятами прислали нам письмо, интересно,
что там?
Слайд №5 (изображение домика)
Воспитатель: Посмотрите, сколько разнообразных домов и во всех живут
люди.
Слайд №6
Воспитатель: А вот еще один домик, и в нем еще никто не живет. Какой
красивый домик! Хотите жить в таком домике?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Все хотите? Давайте поселим в домик ребенка. Это может быть
любой из вас, Георгий или Ксюша, Настя или Степа, или другие ребята.
Слайд № 7(в домике появляется ребенок)
Воспитатель: Ребята, а кто вас будит по утрам, чтобы не опоздать в детский
сад, и кормит завтраком?
Дети: Мама
Воспитатель: Давайте маму назовем ласково
Дети: Мамочка, мамуля
Воспитатель: Что мама делает дома?
Дети: Мама заботится о нас: покупает игрушки, готовит вкусный обед,
стирает, убирает, читает книжки, шьет, любит нас.
На мольберте серединка от цветка
Воспитатель: Ребята, давайте оживим цветочек для мамы. Выходите по
одному, говорите хорошие и ласковые слова о маме, и приклеивайте
лепесток.
Дети клеят лепестки и говорят «моя мамочка добрая, заботливая, ласковая,
красивая, любимая и т. д.»
Воспитатель: Ребята, а хотите, чтобы ваша мама поселилась в вашем домике?
Дети: Да, хотим.
Слайд № 8 (в домике рядом с ребенком появляется мама)
Воспитатель: Ребята, а рядом с мамой кого вы хотите видеть?
Дети: Папу.
Воспитатель: Рома, расскажи нам стихотворение о папе.
Не терпит мой папа безделья и скуки!
У папы умелые сильные руки,
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
Воспитатель: Ребята, папа у вас какой?
Дети: Папа хороший, смелый, умный, добрый, сильный, храбрый,
заботливый.
Воспитатель: Поселить папу в свой домик?
Дети: Да, хотим, чтобы папа жил в домике с нами.
Слайд № 9 (в домике ребенок, мама и папа)
Воспитатель: Ребята, а кто для вас мама и папа?
Дети: Они наши родители.
Воспитатель: Но у ваших родителей тоже есть родители. Как вы их
называете?
Дети: Бабушки и дедушки.
Воспитатель: Давайте их тоже поселим в домике: сначала бабушку…
Слайд № 10(в домике появляется бабушка)
Воспитатель: Чтобы в доме было дружней и веселей, встанем в круг и споем
для бабушки песенку.
Проводится музыкальная физминутка «Бабушка»
Бабушка родная,
Я тебя люблю.
Песенку простую
Для тебя спою. (Пружинка)
Ручки для бабушки
Хлопают вот так! (Хлопки)
Ножки для бабушки
Топают вот так! (Топают)
Потому что бабушка
Просто лучше всех!
(Воздушный поцелуй)
Воспитатель: Отдохнули? Проходите на свои места. Ребята, а кто с бабушкой
живет?
Дети: Дедушка.
Воспитатель: Поселим его в домике?
Дети: Да, конечно поселим.
Слайд № 11 (в домике появляется дедушка)
Воспитатель: Давайте хором громко расскажем стихотворение о дедушке.
Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Воспитатель: А теперь давайте расскажем это стихотворение очень тихо.
Дети тихо, хором рассказывают стихотворение.
Воспитатель: Ребята, у многих из вас еще есть братья и сестры. Предлагаю
вам рассказать о них. Савелий, выходи, бери портрет своего брата и расскажи
нам: твой брат Вова, какой он?
Дети по - очереди рассказывают о своих братьях и сестрах.
Воспитатель: Давайте поселим в дом сестру.
Дети: Да, давайте.
Слайд № 12 (поселили сестру)
Воспитатель: Вот какая дружная и большая семья собралась в нашем доме,
все вместе живут, заботятся друг о друге, помогают друг другу во всех делах.
Хорошо, что у всех нас есть семья!
И у наших пальчиков, посмотрите, дружная семья. Давайте поиграем с
семьей пальчиков. Родителей просим присоединиться к нам.
(Движения сопровождаются текстом.)
Пальчиковая игра «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
(большой палец)
Этот пальчик – бабушка,
(указательный пальчик)
Этот пальчик – папочка,
(средний палец)
Этот пальчик – мамочка,
(безымянный пальчик)
Этот пальчик – я,
(мизинец или мизинчик)
Вот и вся моя семья!
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, я хочу сделать вам подарок. Я подарю каждому из вас
сердце, а вы с родителями поместите в нем свою семью.
Кого вы в этом сердце поместите? (Маму, папу, брата, сестру)
Как это одним словом называется? (Семья)
Как называются родители ваших родителей? (Бабушка и дедушка)
Как ласково назвать маму? (Мамочка, мамуля)
Как ласково назвать папу? (Папочка, папуля)
Алиса, как тебя ласково называет мама?
Ксюша, как тебя ласково называет бабушка?
Молодцы ребята!
Заключение
Анализируя деятельность детей на ООД, хочется отметить, что они
проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на
приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания о семье.
Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Детям предлагались
задания, побуждающие их к решению поставленных задач. Побуждала к
высказыванию нерешительных и стеснительных детей, добивалась ответов
связными предложениями. Думаю, что добрая сказка вызвала интерес у детей
и активность была достаточно высокая. Использование современных методов
и приемов при проведении ООД позволяет разнообразить деятельность
детей, стимулировать проявление речевой активности, сообразительности,
создают эмоциональный положительный настрой.