Конспект ООД в старшей группе на тему: «Снег и его свойства»

Конспект ООД в старшей группе на тему: «Снег и его свойства»

Воспитатель: Ксения Петровна Бекк

 

 

Цель: уточнить и расширить представления детей о снеге.
Образовательные задачи: помочь детям понять, почему при изменении
температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий,
полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы;
формировать умение рисовать узор на бумаге в форме розетты; располагать
узор в соответствии с данной формой и придумывать узор по своему
желанию.
Развивающие задачи: развивать мышление, наблюдательность, интерес к
зимним явлениям неживой природы; развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
воспитывать у детей любовь к природе,
эстетические чувства.
����� �������
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением снежинок;
карточки с изображением различные состояния воды: река, лед, снегопад,
туча, пар, снежинка; музыка завывания вьюги, темная бумага в форме
розетты, кисти, непроливайка, салфетка (на каждого ребенка); гуашь белого
цвета.
Словарная работа: снег - серебристый, хрустящий, холодный, искристый,
сверкающий, воздушный, мягкий, пушистый; Снежинка – легкая, воздушная,
ажурная, красивая, резная, прозрачная, белая; иней, метель, вьюга.
Ход занятия
- Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, о чем мы будем сегодня
говорить.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
- А что же такое снег?
- Как образуются снежинки?
- А почему и когда идет снег?
Воспитатель: – А теперь, послушайте, я вам расскажу о появлении снега. Из
всех водоемов рек и озер - испаряется вода, пар поднимается высоко в небо,
охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые
соединяется друг с другом, образуя шестигранные снежинки. Затем они
выпадают из темных снеговых туч.
- Ребята, смотрите, я вам принесла что-то в ведерке. Что это? А какой бывает
снег?
Д\игра «Какой снег?», «Что снег может делать?»
Снег бывает: белый, холодный, блестящий, пушистый, искристый,
сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т.д.
- А что снег может делать? (лежать, таять, падать, блестеть, порхать,
кружиться, садиться…)
Опыты со снегом
- Потрогайте снег, возьмите на ладошку и подержите. Какой снег на ощупь?
- Что происходит со снегом? Почему?
- Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите? (вода
грязная)
- Ребята, а я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно, ли они
поступают?
- Дети, а какого цвета снег? Что еще может быть такого же цвета?
- Есть ли у снега запах?
- Проведем такой опыт: у вас на столах лежат маленькие игрушки. Какого
они цвета? Спрячьте одну игрушку в снег, а другую опустите в баночку с
водой. Где игрушку видно, а где нет? Почему? (вода прозрачная, а снег нет)
Воспитатель: – Как вы думаете, из чего состоит снег?
Дети – (ответы детей)
Воспитатель – Снег состоит из снежинок. Снежинка какая?
Снежинка: легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и
т.д.
Воспитатель – По форме все снежинки похожи на шестиконечные
звездочки, но двух одинаковых снежинок не бывает. А когда много падает
снега с неба, это явление называется снегопад. В сильный мороз снег хрустит
под ногами – это ломаются твердые лучи снежинок. Снежинки умеют летать,
кружиться, падать, таять. А снежинки кружатся, ветер их несет, это явление
называется вьюга и метель. Вы слышали, как воет вьюга?
Дети - У-у-у, у-у-у…
Прослушивание аудиозаписи «Вой вьюги и метели»
Воспитатель: - Метель - это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх
отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой
сильной, что ничего вокруг не видно. А что такое иней?
Дети – (ответы детей)
Воспитатель: – Иней, – это появление ледяной корки на деревьях, на заборе,
на земле, на проводах, образующей кристаллики льда. Иногда иней бывает
такой белый, что его можно принять за снег. Посмотрите на картинку.
В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры
разные: одни похожи на листья папоротника, их иногда называют рисунками
Деда Мороза, другие похожи на лесную сказку.
- А теперь мы с вами поиграем в игру «С неба падают снежинки»
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками,
А потом покажем маме. (дети поднимают руки над головой и выполняют
хватательные движения)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (потягивания – руки в стороны)
Не завязнуть в поле чтобы,
Выше поднимаем ноги. (ходьба на месте с высокоподнятыми коленями)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (прыжки на месте)
Ну, а мы идем, идем, (ходьба на месте)
И к себе приходим в дом. (присели)
Художественное творчество: Рисование «Снежинка»
-А теперь, мы с вами нарисуем красивые, ажурные снежинки. Снежинка,
какого цвета? Значит, мы снежинку будем рисовать белой краской.
Правильно взяли кисточку в правую руку, выше металлического
наконечника, тремя пальцами. Кисточку сначала смачиваем в воде, затем
набираем белую краску, и рисуем концом кисти снежинку. Рисуем прямую
линию сверху вниз, затем с левого верхнего угла рисуем на правый нижний
угол, потом с правого верхнего угла рисуем на левый нижний угол. Так как,
двух одинаковых снежинок не бывает, сами придумаем красивый узор.
Дети приступают к работе. Звучит аудиозапись «Танец снежинок»
Рефлексия
- Ребята, что же нового мы сегодня узнали о снеге?
- Какие сказочные снежинки у вас получились! Каждая по-своему красива и
неповторима, молодцы. Так сколько же лучиков у снежинки?