Педагогический совет Тема « Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у дошкольников младшего и среднего возраста»

Педагогический совет
Тема « Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у дошкольников»

 

Цель: Повышение компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников, используя региональный компонент.

Задачи.

1. Систематизировать работу по нравственно-патриотическому воспитанию, установить взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей ДОО по данной теме.

2. Создавать условия для личностной и профессиональной самореализации.

3. Выявлять и распространять передовой педагогический опыт работы по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

4. Повышать творческую активность педагогов.

 

Форма проведения: посиделки, мультимедийные презентации, деловая игра.                  

Подготовка:
1.Старшему воспитателю приготовить:
Доклад воспитателя «Актуальность регионального содержания образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»
Мультимедийная презентация к педсовету
Справка о результатах тематического контроля
Деловая игра

2.Воспитателям
Приготовить дидактические игры по ознакомлению с дошкольников с природой, животными нашего края, родным городом
сообщение с показом мини-музея «Приобщение к русским народным традициям начинается с младшего дошкольного возраста»
сообщение «Предания старины красивой»

3.Музыкальному руководителю:
Сообщение «Ознакомление дошкольников с русскими народными инструментами на музыкальных занятиях»

4.Учителю-логопеду: «Ознакомление старших дошкольников с экономикой и профессиями нашего края»

Повестка дня:
1.Анализ решения предыдущего пед.совета. выбор секретаря, председателя педсовета.
2.Вступительное слово «Актуальность регионального содержания образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС ДО» ( ст.воспитатель)
3.Справка о результатах тематического контроля (ст.воспитатель.)
4.Игра «Вопрос – ответ» (ст.воспитатель) (в течение педсовета)
5. игра «Верите ли Вы?»
6.Выступление с презентацией мини - музея ««Приобщение к русским народным традициям начинается с младшего дошкольного возраста»
7.Выступление «Придания старины русской»
8.Выступление «Ознакомление дошкольников с русскими народными инструментами на музыкальных занятиях»
9.Презентация дидактической игры «Животный мир Кузбасса»
10.Выступление «Ознакомление старших дошкольников с экономикой и профессиями людей нашего края»
11.Презентация лэпбука «Наш город Топки»
12.Игра «Современное название места нашего города»
13.Решение педсовета

Ход:
1.Вступительное слово старшего воспитателя «Актуальность регионального содержания образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»
На современном этапе модернизации педагогической системы России ведущей тенденцией государственной политики является стандартизация образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования диктует нам необходимость отражать в части программы, формируемой участниками образовательного процесса специфику национальных и социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, актуализирует вопросы развития духовной культуры дошкольника, его самостоятельности, творчества, активности, воспитанности. В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей.
В основе этого принципа лежат идеи народной педагогики и этнопедагогики, которые являются составной частью общей духовной культуры народа.
Этнокультурная и социокультурная ситуации неразрывно связаны между собой и обязательно учитываются при проектировании образовательной деятельности. Задачи приобщения к культуре, традициям, фольклору, языку своего народа должны быть включены во все образовательные области развития ребенка.
При реализации задач регионального содержания необходимо:
— обеспечить взаимодополнение (интеграцию) образовательных областей;
— применять деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. дети должны сами выбрать ту деятельность, в которой они хотели бы отобразить свои представления;
— создавать развивающую среду, способствующую развитию личности ребенка на основе народной культуры.

Примерные задачи регионального характера по образовательным областям:

«Познавательное развитие»
Задачи:
1. Развивать у детей познавательный интерес к родному городу (поселку).
2. Развивать способности чувствовать красоту природы своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
3. Развивать представления детей об особенностях и культурных традициях жителей родного края.

Методы:
— Рассказывание сюжетных историй о жизни города (поселка), об архитектурных сооружениях.
— Стимулирование любознательности, самостоятельного поиска информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию).
— Вовлечение в игры-путешествия по родному городу, проведение экскурсий.
— Побуждение к творчеству на содержании освоенного краеведческого материала.

«Речевое развитие»
Задачи:
1. Овладение речью как средством культуры.
2. Обогащение активного словаря с учетом региональной тематики.
3. Ознакомление с региональным фольклорным творчеством.

Методы:
— Знакомство с произведениями национальных (местных) писателей, поэтов, с образцами национального (местного) фольклора.
— Формирование у детей опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе (селе), о достопримечательностях родного города (села).
— Творческое придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины.
— Использование народных игр со словами, инсценировок, игр-драматизаций регионального характера.
— Обследование игрушек и предметов народного быта.

«Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
1. Развивать интерес детей к народной культуре (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм).
2. Формировать умение отражать полученные знания, умения в разных видах художественно-творческой деятельности.
3. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Методы:
— Беседы в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине.
— Организация различных видов музыкальной деятельности на региональную тематику.
— Создание мини-музеев, организация выставок изделий народных промыслов и ремесел родного края.

Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие

Нельзя забывать и о традиционных направлениях деятельности педагога — нравственном, гражданском, патриотическом воспитании дошкольников. Все это будет способствовать позитивной социализации ребёнка, творческому освоению этнокультурных ценностей.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования в содержании программы дошкольной организации и рабочей программы педагога должна быть отражена региональная специфика и особенности.
В результате происходит формирование важных личностных характеристик дошкольника — этнокультурного самосознания и самоидентичности. Создаются условия для реального приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края.
Не случайно, в требованиях ФГОС дошкольного образования указывается, что часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

2.Анализ проведения тематического контроля
3.игра «Вопрос – ответ»
-Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (семья)
Выступление с презентацией мини- музея ««Приобщение к русским народным традициям начинается с младшего дошкольного возраста» (воспитатели )
Крупная территория, которая имеет определенные границы суверенитетом? (страна)
Игра «Верите ли Вы?» (воспитатель)
Назовите как можно больше пословиц и поговорок о Родине.
Выступление «Придания старины русской» (воспитатель)

Что является основой традиционной культуры? (народное творчество)
Выступление «Ознакомление дошкольников с русскими народными инструментами на музыкальных занятиях» (музыкальный руководитель)

Какие национальности составляют родословную сибиряка? (буряты, эвенки, якуты, тофы)
Почему сибиряков называют челдонами? (наши предки пришли в Сибирь на челнах с Дона)
Презентация дидактической игры «Животный мир Кузбасса» (воспитатель.)
Презентация дидактической игры «Колесо обозрения» (воспитатель.)

Самая главная профессия Кузбасса?
Выступление «Ознакомление старших дошкольников с экономикой и профессиями людей нашего края» (учитель-логопед)

Назовите дату основания нашего города. (1933г.). Почему назвали «Топки»?
Презентация лэпбука «Наш город» (воспитатель.)

Игра «Современное название места города»
Вашему вниманию предложены фотографии прошлых лет, рассмотрите их, назовите современные названия мест нашего города.
решения педсовета